курс по выбору Жизнь под микроскопом

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

факультатива

ПОД МИКРОСКОПОМ»

для учащихся 7 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их — это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 7-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой — продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

связано с предметами естественнонаучного цикла.

.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического факультатива, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

 

наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

адачи программы:

Образовательные

Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

• Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.

• Развитие навыков общение и коммуникации.

• Развитие творческих способностей ребенка.

• Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

• Воспитывать интерес к миру живых существ.

• Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

• Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-15 лет.

• Продолжительность образовательного процесса — 1 год.

• Количество часов — 1 учебных час в неделю

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

• Групповая

• Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

зультатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

повышение коммуникативности;

появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;

умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

чальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

имеет отличительные особенности:

• имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

• в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

• реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

 

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

ждении, проведении.

 

Принцип обратной связи

.

Принцип успешности

была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

 

учащиеся должны знать:

методику работы с биологическими объектами и микроскопом;

понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

основные источники информации;

правила оформления списка использованной литературы;

• способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

екта, работа над ним, презентация);

• источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

выделять объект исследования;

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

работать в группе;

пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

вести наблюдения окружающего мира;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в группе.

 

 

Содержание программы.

(1 ч).

Цели и задачи, план работы кружка.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

ч).

Овладение методикой работы с микроскопом.

(3 ч).

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение (3 ч).

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.

ч).

Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом.

Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов (4 ч).

Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом.

Исследовательская работа (8 ч).

Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы.

ч).

Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.

ч).

Анализ работы.

 

Учебно-тематический план.

 

Количество

Форма

проведения

Образоват.

Вводное занятие.

Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

ры.

Клетка – структурная единица живого организма.

ратов и их изучение.

ды. Л/р.

пом.

ды. Л/р.

организмов.

ды. Л/р.

Исследовательская работа.

Польза и вред микроорганизмов.

ков на развитие микроорганизмов.

ды. П/р.

ка (3 ч).

ты. Анализ работы.

 

 

мы внеурочной деятельности

ного общего образования:

ния о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

получат возможность осознать своё место в мире;

чинно-следственные связи в окружающем мире;

• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

получат возможность научитьсяиспользовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

 

Личностные универсальные учебные действия

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

кретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

 

Формирование:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;

адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

 

Регулятивные универсальные учебные действия

ции, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

ки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

димые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

 

 

Познавательные универсальные учебные действия

педий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

никации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

ве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

 

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

рек-

ка

Тема урока

сы

1

2

3

4

5

1

 

 

Вводное занятие

1

2

 

 

Биологическая лаборатория и правила работы с ней

1

3

 

 

Методы изучения биологических объектов

1

4

 

 

Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним.

1

5

 

 

Клетка: строение, состав, свойства.

1

6

 

 

Микропрепараты.

1

7

 

 

Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

1

8

 

 

Изучение растительной клетки.

1

9

 

 

Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.

1

10

 

 

Практическая работа

1

11

 

 

Грибы и бактерии под микроскопом.

1

12

 

 

Микроскопические грибы.

1

13

 

 

Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом.

1

14

 

 

Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.

1

15

 

 

Приготовление сенного настоя

1

16

 

 

выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом.

1

17

 

 

Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов.

1

18

 

 

Колонии микроорганизмов.

1

19

 

 

Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов.

1

20

 

 

Питательные среды для выращивания микроорганизмов

1

1

 

 

Выращивание колоний и изучение их под микроскопом

1

2

 

 

Исследовательская работа.

1

3

 

 

Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов.

1

4

 

 

«Посев» микроорганизмов.

1

5

 

 

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы

1

6

 

 

Оформление результатов исследовательской работы.

1

7

 

 

Польза и вред микроорганизмов.

1

8

 

 

Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов.

1

9

 

 

Антибиотики

1

30

 

 

Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов

1

1

 

 

Представление результатов работы

1

2

 

 

Представление результатов работы

1

3

 

 

Представление результатов работы

1

4

 

 

Представление результатов работы

1

5

 

 

Анализ работы.

 

1

 

 

 

 

 

4

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *