курс краеведения в 8 классе

 Пояснительная записка

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.

С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Ведущая идея программы — общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.

изучение родного края, т.е. учащиеся  под руководством учителя знакомятся с природными, культурными и  историческими особенностями края.  

района, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры.  Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках»,  о тружениках тыла, ветеранах труда.  Совершат заочные и очные  путешествия по городам Курской области, посетят школьные музей и городской музей истории и краеведения. Главной целью данной Программы является —  систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.

Для реализации  учебного курса по краеведению будут использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок — беседа,  урок — игра, проектная деятельность. Особое внимание будет уделяться  экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в музеи. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя.

среды; личностные особенности учащихся; специфические черты и особенности учебного предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

направлен на реализацию следующих целей и задач:

Цели  программы:

сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;

 расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

 формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления  исследовательских  работ;

воспитывать  патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.

Образовательные задачи:

ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;

овладение начальными навыками исследовательской работы;

овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

углубление и систематизация знаний о своей семье;

воспитание  обучающихся  на положительном примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда;

воспитание бережного отношения к природе;

сферах жизни;

Развивающие задачи:

расширять знания учащихся по краеведению;

развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

 стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;

развитие способности к творчеству, овладению и стремлению  самостоятельно добывать новые знания;

развивать навыки при работе с картой.

                     Место предмета в Базисном учебном плане

       Региональный компонент  базисного учебного плана для образовательных учреждений отводит 34 часа для изучения учебного предмета краеведение в 8 классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.

                                     Методические приемы

Основными методическими приемами являются:

Исследовательская деятельность.

Поисковая деятельность.

Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.

Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).

В основу программы положены следующие принципы образования:

 (город со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы. 

                            Направленность программы:

Формирование патриотического сознания  

Формирование гражданского поведения и правовой культуры

Формирование коммуникативной культуры

Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности

Формирование опыта социально-значимой деятельности

       

Содержание тем курса

 

 

(1 час)

 

различные источники информации для изучения географических объектов и явлений.

 

(5 часов)

 

работать с компасом, картой;

 

(9 часов)

 

Типы поселений в нашем крае. Названия населённых пунктов. Семейные традиции и праздники в Курском крае.

 

 

(18 часов)

 

годовую амплитуду температур

— описывать погоду и климат своей местности.

Решения практических задач по определению качества воды, окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению.

 

(1 час)

рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашей области, влияние окружающей среды на хозяйственную деятельность населения и формирование культуры населения;

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Называть и (или) показывать:

предмет изучения географии России;

­фической информации:

ГПД и ПГП Курской области;

;

 

рять):

географическое положение объектов;

погоду по синоптической карте;

­кам информации.

 

Описывать:

­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

образы природно-хозяйственных объектов

уезда;

 

Объяснять:

­циально-экономических, экологических проблем

страны;

;

­рождений полезных ископаемых;

,;

влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

;

­ных комплексов регионов;

 

Оценивать и прогнозировать:

;

экологическую ситуацию в крае

изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование.

 

 

Наименование

 

Количество

Лабораторные,

практические работы,

экскурсии

 

 

Контрольные

1.

Что изучает наука «Краеведение».

1

 

2.

Географическое положение Курского края.

5

2

3.

Прошлое, настоящее, будущее Курского края.

9

 

4.

Природа Курского края.

18

6

5.

Урок – обобщения.

1

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

34

8

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тематическое планирование

2.

Наш край на карте России.

Определять (измерять географические координаты, расстояния, направления, местоположение географических объектов на карте).

5.

История заселения Курского края.

 

6.

Однодворческое село Троицкое.

7.

уезда.

8 -9.

Памятники старины.

Наш край в огне войн и революций.

14 -15.

Ими гордится курская земля.

16.

Административное устройство Курской области.

Специфику географического положения и административно — территориального  устройства Курской области.

Определение размеров территории, протяженность границ.

Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы

своей местности, определения параметров

природных компонентов  своей местности с помощью

годовую амплитуду температур

— измерять (определять) температуру воздуха,

— описывать погоду и климат

своей местности.

Почвенные ресурсы.

эрозией и засолением.

Мероприятия по сохранению

почв в результате

Решения практических задач

по определению качества воды, окружающей среды

18.

Города Курской области.

19.

Практическая работа: «Герб Курских городов»

20.

Малая Родина – Щигры.

21.

Памятные места нашего города.

22.

Рельеф и полезные ископаемые нашего края.

23.

Практическая работа: «Рельеф Курской области».

24.

Климат Курской области.

25.

Практическая работа: «Климат Курской области».

26.

Почвы и почвенные ресурсы.

27.

Практическая работа: «Почвы Курской области».

28.

Курского края.

29.

30.

Красная книга Курской области.

31.

Водные ресурсы края.

32 – 33.

»

34.

Урок – обобщения.

рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашей области, влияние окружающей среды на хозяйственную деятельность населения и формирование культуры населения;

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения.

 

.

(физическая карта)

Краеведение в школе. — Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *