Курмашева А.С.Ф.Тютчев Чародейкою зимою 3класс

3 класс

Ф.Тютчев «Чародейкою зимою».

способствовать развитию речи;

формировать навыки чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;

учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление;

воспитывать любовь к чтению;

прививать любовь к природе.

: портрет писателя ,картина о зиме.

ХОД УРОКА

Орг момент.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

2.Минутное чтение

(учитель читает)

«Ты навестила лес дремучий.

Ты пробежала по лугам.

Твой верный брат, мороз трескучий,

Раскрасил нос и щеки нам.»

Выделение темы, идеи стихотворения:

– Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Декабрь зиму встречает, а год провожает.

Два друга — мороз да вьюга.

Зимой морозы, а летом грозы

.

Много снега – много хлеба.

Лед сильно трещит — будет мороз.

Зима снежная — лето дождливое.

Зима морозная — лето жаркое.

— красивейшее время года.

-За что мы любим зиму?(За зимние забавы, за новогодние каникулы.)

-А почему зима – волшебница? (За одну ночь может изменить все вокруг: покрыть землю снегом, украсить окна узором, сковать льдом реки.)

5.Объяснение нового материала.

– Сегодня, мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа. Мы познакомимся с Фёдором Ивановичем Тютчевым, с его стихотворением «Чародейкою зимою».

Ф.И.Тютчев родился 5 декабря 1803 года Ещё мальчиком полюбил Тютчев литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Многие стихи Тютчева о красоте природы. В его стихотворениях природа живая и одухотворенная.

Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу.

Сейчас зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал землю. Деревья в лесу словно одеты в белые шубы, шапки.

-А каким же увидел зимний лес Тютчев?

Об этом мы сейчас узнаем из стихотворения «Чародейкою зимою».

Выразительное чтение учителем.

Тихо звучит музыка.

6. Словарная работа

– Как вы понимаете слово «чародейка»?

(то же, что и волшебник, колдунья)

– что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Слова близкие по значению (прекрасная, удивительная, волшебная)

– это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.

– Что такое, снежная бахрома? ( это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)

(форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная форма глагола –мечет)

– задрожит.

Составление плана.

-Как же поэт называет зиму? (чародейкою).

-Кто такая чародейка? (волшебница).

-Какие слова. Строки рисуют сверкание леса в солнечных лучах? Солнце зимнее ли мечет….

Учитель выносит на доску главное из сказанного:

Образ леса, который переливается в лучах солнца. Чародейка-Зима, которая околдовала лес. Солнце освещает лес.

 

1.Чародека-Зима.

2.Лес.

3.Солнце.

А музыка помогла вам почувствовать своё настроение?

Да.

Какую музыку вы услышали?

Музыка звучала нежная, волшебная, таинственная, сказочная. Музыка переливала, блестела и играла.

7.Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа.

8.Прочитайте стихотворение про себя.

9.Физмиинутка

стихотворения.

Работа над текста.

Прочитайте ещё первую строфу.

О чём или оком мы узнаем из первой строфы?

(О Чародейке –Зиме, которая околдовала лес ).

Тютчев называет зиму – Чародейкой. Подберите синонимы к слову «чародейка».

волшебница, колдунья, прекрасная, удивительная.

А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе?

Да.

Докажите текстом.

Чудной жизнью он блестит..»

Лес « под снежной бахромою..»

Чародейка-Зима украсила лес «снежной бахромой..», лес стал волшебным, стал другим.

В каком состоянии находится зимний лес?

Неподвижною, немою…….не мертвец и не живой

Какой волшебный сон снится зимнему лесу?

Сном………пуховой.

Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца?

Солнце ……………..красой.

А как вы думаете, от чего так светится лес?

Солнце освещает лес.

Выразительное чтение учащимися.

Как будем читать это стихотворение?

Быстро, медленно, весело, торжественно.

. Итог. Рефлексия.

— О какой природе мы с вами говорили? В какое время года?

Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою — Зимою …». Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь — вечны … И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может

 

остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка — Зима властвует над ним и Солнце не в силах что — либо изменить .

Тест:

Соедините стрелками правильные ответы.

Лес волшебница

Солнце околдован

 

1.Как же поэт называет зиму?

 

а) Снежная

б) Чародейка

2.Что сделала зима с лесом?

а) очаровала.

б) околдовала

3.Как автор назвал красу леса?

а) прекрасной

б) ослепительной

Выучите , пожалуйста, стихотворение наизусть и попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению на тему «Чародейкою Зимою Околдован, лес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *