4.5 многообразие растений

4.5 МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

1. Растения, состоящие из одной клетки или множества клеток, не дифференцированных на ткани, относят к группе

 

1) мхов

2) водорослей

3) лишайников

4) хвощей

 

 

2. Растения, у которых отсутствуют ткани, —

 

1) папоротники

2) водоросли

3) покрытосеменные

4) голосеменные

 

 

. Почему водоросли относят к царству растений?

1)

в их клетках происходит дыхание

в их клетках происходит фотосинтез

они размножаются

они имеют клеточное строение

 

 

. Водоросли в отличие от других растений

 

1) не имеют клеточного строения

2) не состоят из разных клеток

3) не имеют тканей и органов

4) размножаются с помощью спор

 

 

. К водорослям относят

1)

сфагнум

улотрикс

элодею

ряску

 

 

. К водорослям относят

1)

хламидомонаду

элодею

стрелолист

лотос

 

 

. Почему хлореллу и спирогиру относят к низшим растениям?

1)

они обитают в водной среде

в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания

в их клетках происходит фотосинтез

их тело не дифференцировано на ткани и органы

 

 

. Водоросли относят к растениям

1)

низшим

высшим

покрытосеменным

голосеменным

 

 

. Тело водорослей хламидомонады и хлореллы представлено

1)

слоевищем, не разделенным на поглощающую и фотосинтезирующую части

слоевищем, имеющим ризоиды

слоевищем, не имеющим ризоидов

одной клеткой

 

 

. Какие из перечисленных групп растений не относятся к высшим?

1)

красные водоросли

мхи

хвощи

голосеменные

 

 

. У зеленых водорослей хлорофилл находится в

1)

цитоплазме

хлоропластах

хроматофоре

вакуолях

 

 

. Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью

1)

корней

корневища

ризоидов

слоевища

 

 

. Тело водоросли состоит из

1)

корня и побега

слоевища и ризоидов

стебля и листьев

мицелия

 

 

. Реакция на свет у хламидомонады осуществляется с помощью

1)

ядра

вакуоли

хроматофора

стигмы

 

 

. Водоросли поглощают воду и минеральные соли

1)

ризоидами

листьями

корнями

всем телом

 

 

. В хроматофорах на свету образуется

1)

хлорофилл

сахар

агар-агар

йод

 

 

. Из названных растений водорослью является

1)

ряска

элодея

ламинария

кувшинка

 

 

. В отличие от семени спора – это

 

1) зародыш будущего растения небольших размеров

2) половая клетка – гамета

3) одна специализированная клетка, покрытая толстой оболочкой

4) многоклеточный зачаток нового растения

 

. Высшие растения отличаются от низших

1)

расчленением тела на органы

наличием таллома

вегетативным размножением

размножением спорами

 

 

. В процессе эволюции растений первыми освоили сушу

 

1) псилофиты

2) мхи

3) хвощи

4) папоротники

 

 

. В процессе эволюции впервые появляются зачатки проводящей ткани и эпидермис с устьицами у

 

1) мхов

2) псилофитов

3) хвощей

4) плаунов

 

 

. В процессе эволюции впервые появляется стебель с листьями у

 

1) моховидных

2) папоротниковидных

3) хвощевидных

4) плауновидных

 

 

. Какой орган отсутствует у мха?

1)

стебель

лист

корень

коробочка

 

 

. Мхи относятся к высшим растениям, потому что

1)

они размножаются спорами

у них есть хлорофилл

их тело состоит из ризоидов, стебля и листьев

они хорошо приспособлены к жизни на суше

 

 

. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них

 

1) нет корней

2) стебель с узкими листьями

3) образуется много спор

4) есть воздухоносные клетки

 

 

. По какому признаку мхи относят к царству растений?

1) в процессе дыхания они расходуют органические вещества

2) содержат в клетках хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез

3) их клетки имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную оболочку

4) они имеют клеточное строение и образованы различными тканями

 

. По каким признакам моховидные отличаются от других растений?

 

1) в процессе развития происходит чередование поколений

2) размножаются спорами

3) имеют листья, стебель, ризоиды

4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

 

 

. У какого из перечисленных растений споры образуются в коробочке на ножке?

1)

крымская сосна

кукушкин лён

папоротник орляк

мак-самосейка

 

 

. Приспособлением сфагнума к поглощению большого количества вода служит наличие у него

 

1) ризоидов – выростов на нижней части стебля

2) большого числа полых клеток в листьях и стебле

клеток

4) тонкой покровной ткани в листьях и стебле

 

 

. Спорами размножается

1)

кипарис

ольха

ромашка

сфагнум

 

 

. Из споры мха вырастает

1)

коробочка со спорами

зеленое растение с листьями и стеблем

предросток

заросток

 

 

2. Зеленая нить, развивающаяся из споры мха, свидетельствует о

 

1) клеточном строении мхов

2) родстве мхов и водорослей

3) появлении у мхов хлорофилла

4) сходстве мхов с другими растениями

 

 

. Гаметофит доминирует в цикле развития

1)

мха

папоротника

сосны

тополя

 

 

. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них

 

1) стеблей

2) листьев

3) корней

4) ризоидов

 

 

. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует

1)

существование травянистых и древесных форм

наличие их отпечатков и окаменелостей

их способы размножения

их современное многообразие

 

 

 

 

. У папоротников, в отличие от мхов,

1)

из проросшей споры развивается заросток

происходит чередование полового и бесполого поколений

бесполое размножение происходит с помощью спор

оплодотворение невозможно без воды

 

 

. Что представляет собой спора папоротников?

 

1) половую клетку

2) многоклеточный зародыш

3) одну клетку, покрытую оболочкой

4) многоклеточный зачаток нового растения

 

 

. Из споры папоротника развивается

1)

слоевище

корневище

стебель

заросток

 

 

. Для оплодотворения папоротникам, хвощам и плаунам необходимо

1)

участие насекомых – опылителей

наличие ветра

присутствие воды

образование пыльцевой трубки

 

 

. У папоротниковидных растений в отличие от покрытосеменных отсутствуют

 

1) корни

2) стебли

3) плоды

4) споры

 

 

. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют

 

1) проводящей системы

2) цветков и плодов

3) хлоропластов в клетках

4) эпидермиса с устьицами

 

 

. Образование залежей каменного угля связано преимущественно с вымиранием древних

 

1) моховидных

2) папоротникообразных

3) голосеменных

4) покрытосеменных

 

 

. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

 

1) споры

2) семени

3) почки

4) заростка

 

 

. Семена голосеменных и покрытосеменных образуются из

1)

семязачатков

завязи пестика

околоплодника

пыльцевых зерен

 

 

. Оплодотворение происходит в семязачатке и не зависит от наличия воды у

 

1) моховидных

2) папоротниковидных

3) хвощевидных

4) голосеменных

 

 

и семена располагаются открыто на семенных чешуях, относят к отделу

1)

моховидных

хвощевидных

голосеменных

покрытосеменных

 

 

. В процессе эволюции у голосеменных растений в отличие от споровых

 

1) появился корень

2) сформировался цветок

3) образовались семена

4) появились плоды

 

 

. Голосеменные отличаются от хвощей, плаунов и папоротников тем, что

 

1) размножаются спорами

2) в основе их полового размножения лежит оплодотворение

3) для оплодотворения не нуждаются в водной среде

4) их семена находятся в плодах

 

 

. Только голосеменные растения имеют

1)

хлоропласты

стержневую корневую систему

мужские и женские шишки

клеточную стенку из клетчатки

 

 

. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

1)

имеют плоды и семена

половые клетки созревают в шишках

питаются, дышат, растут, размножаются

оплодотворение происходит в семязачатке и зависит от воды

 

 

. Появление семени у голосеменных – важный этап в эволюции растений, так как семена

 

1) используются человеком в пищу

2) содержат питательные вещества, которыми питаются животные

3) имеют зародыш с запасом питательных веществ

4) имеют клеточное строение

 

 

. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

 

1) размножение семенами

2) автотрофное питание

3) наличие вегетативных органов

4) отсутствие цветка и плода

 

 

. В отличие от папоротников, у голосеменных растений НЕ происходит

1)

оплодотворение

образование семян

размножение спорами

развитие зародыша из зиготы

 

 

. Приспособлением к уменьшению испарения воды хвойным растениям служит

продолжительность жизни хвои в течение нескольких лет

сохранение листьев-хвоинок зелеными круглый год

ограниченное число устьиц и плотная кожица хвоинок

быстрое передвижение воды по сосудам проводящей ткани

 

. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к

1)

улучшению минерального питания

повышению интенсивности фотосинтеза

экономному расходованию воды

улавливанию солнечного света

 

 

. Какое растение относится к голосеменным?

1)

гинкго двулопастный

хвощ полевой

живокость лесная

миндаль обыкновенный

 

 

. Семенами размножается

1)

хвощ полевой

плаун булавовидный

папоротник орляк

лиственница сибирская

 

 

. В последнее время в окрестностях ряда городов наблюдается массовая гибель хвойных из-за

 

1) ухудшения климата

2) неблагоприятных погодных условий

3) сильного загрязнения почвы и воздуха

4) наличия у них листьев-иголочек

 

 

. Какими мерами можно предотвратить массовую гибель хвойных в промышленных районах?

 

1) регулярным учетом их численности

2) вырубкой половозрелых деревьев

листьев и сучьев

4) защитой среды их обитания от загрязнения

 

 

 

ЧАСТЬ В

1. Мхи, как и покрытосеменные растения

 

) имеют клеточное строение

) имеют корни, стебли, листья

) образуют цветки и плоды

) содержат в клетках хлорофилл

) способны к фотосинтезу

) размножаются семенами

 

 

­ний,

 

­ки

­ней

­ды

­ми

­ми

­ка

 

 

ных.

 

­фит

­ми

­фит

­ния

­нии

ком

 

 

. Папоротники относят к царству Растений, так как

) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

) их клетки содержат хлоропласты

) их клетки содержат цитоплазму

в экосистеме

) клеточная стенка состоит из целлюлозы

 

ка.

 

­мий

­гий

­стья

4) спора

­та

сток

 

 

. Голосеменные растения, в отличие от папоротникообразных

 

являются автотрофными организмами

образуют семязачатки

размножаются спорами

не нуждаются в наличии воды при оплодотворении

в процессе жизнедеятельности взаимодействуют с окружающей средой

в основном имеют форму деревьев, реже кустарников

 

 

 

 

. Голосеменные, как и покрытосеменные растения,

 

) образуют плод с семенами

) размножаются семенами

) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

) цветут хотя бы раз в течение жизни

) опыляются с помощью насекомых

 

 

­ным?

 

­скую

­вой

­тую

­скую

­ный

­скую

 

 

. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой этот признак характерен

ПРИЗНАК ГРУППА

) низшие

) высшие

) имеют разнообразные ткани

) живут главным образом в водной среде

) включают одноклеточные организмы

 

стью.

А) спора

­ма (зелёная нить)

­ние

­ка

­ты

­ная

ная

 

ний.

­ней

­нов

­ми

­ки

­те

­ли

­ные

 

ми.

1) Мхи

ми

фит

­ках

­стьев

­сток

 

рен.

­ные

ней

ма

­ток

­ны

­том

 

. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

) Моховидные

) Папоротниковидные

) некоторые растения содержат водоносные клетки

) недоразвита проводящая система, поэтому рост ограничен

) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)

) спорофит преобладает над гаметофитом

 

 

на.

­тия

­ния

)

­те

­ке

­ные

­ные

 

. Установите соответствие между признаком организма и отделом, к которому он относится

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

А) размножение не связано с водой 1) Моховидные

2) Голосеменные

В) наличие ризоидов

Г) гаметофит доминирует над спорофитом

Д) представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум

Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

 

стью.

А) спора

­сток

­фит

­фит

­та

­дия

­дия

 

8. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

) Папоротниковидные

) Голосеменные

) размножаются спорами

) размножаются семенами

) оплодотворение не связано с водной средой

 

9. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

) Папоротниковидные

) Голосеменные

имеют семязачаток

исторически более молодые

для полового размножения необходима вода

 

 

сят.

­вий

­ки

­ке

­цу

­ные

­ные

 

­ны.

­ние

­ют

­ний

­ные (хвоя)

­ми

­ные

­ные

 

 

 

­пы

 

1) род Сосна

­ные

­вые

­ные

­ная

­ния

 

 

. Установите хронологическую последовательность появления основных групп растений на Земле

 

) голосеменные

) цветковые

) папоротникообразные

) псилофиты

) водоросли

 

 

. Установите хронологическую последовательность появления основных групп растений на Земле

 

) псилофиты

) многоклеточные водоросли

) покрытосеменные

) одноклеточные водоросли

) папоротникообразные

) голосеменные

 

 

ты.

­ты

­нии

­ки на ножке

­зом

­ния из споры

­ке

 

. Установите последовательность этапов развития мха, начиная с прорастания споры.

образование предростка

оплодотворение при наличии воды

прорастание споры

развитие на предростке женских и мужских растений

созревание на мужских растениях сперматозоидов, а на женских – яйцеклеток

развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

 

. Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма.

) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет

) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами

) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение

) прорастание споры и развитие из нее маленькой зеленой пластинки – заростка

) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника

 

. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры

 

образование гамет

оплодотворение и образование зиготы

развитие взрослого растения (спорофита)

образование заростка

 

 

ния.

 

­ка

­ние

­та

­ев

­ев

­ние споры

 

 

ты.

­ты

­ка

­ке

­ты

­стьях

­ща

 

 

ЧАСТЬ С

 

С1 Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

 

Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?

 

Какие признаки характерны для хвойных растений?

 

 

КЛЮЧ К 4.4-4.6 МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

22

23

24

25

26

27

28

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

32

33

34

35

36

37

38

39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41

42

43

44

45

46

47

48

49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51

52

53

54

55

56

57

58

59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ В

1

 

11

 

21

2

 

12

 

22

3

 

13

 

23

4

 

14

 

24

5

 

15

 

25

6

 

16

 

26

7

 

17

 

27

8

 

18

 

28

9

 

19

 

29

10

 

20

 

30

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *