Культура речи современного школьника

.

А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, — один из путей, позволяющих овладеть мастерством художественного слова, сохранить культуру.

отразилась в русском языке, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

эффективного общения в различных условиях коммуникаций.

от ненужных иноязычных заимствований, от разного рода неточностей и тем более – от ошибок и неправильностей, словом, от всего, что ведет к его оскудению и обеднению.

Именно поэтому культура языка может и должна быть осмысленна в экологическом аспекте – как часть здоровой окружающей «речевой среды существования», освобожденной от ошибок и неточностей.

.

В последние годы все чаще ставятся вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека, с определяющими свойствами его личности; экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры.

сколько актуальна эта проблема сегодня.

.

что окружающая современного школьника языковая среда, в которой практически отсутствуют примеры образцовых текстов на русском литературном языке (в том числе в средствах массовой информации), не только не способствует эффективности языкового образования, но и разрушает в сознании учащегося представление о литературном языке, как высшей, образцовой форме национального русского языка.

Сегодняшние школьники находятся в такой речевой среде, когда нет необходимости обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям, к текстам художественных произведений, составляющим золотой фонд мировой культуры. Всю нужную информацию они берут из «шпаргалок на каждый день», «готовых домашних заданий», «русской литературы в кратком изложении» и тому подобное.

Сказанное выше приводит к необходимости нового подхода к отбору материала для работы на уроках. В первую очередь подспорьем для учителя должны стать произведения русских классиков.

навыков работы с текстом, формирование речевой культуры, воспитание ответственного отношения к слову.

Необходимость развивать умение видеть совокупность всех изобразительно-выразительных средств языка, которые используются в тексте, классифицировать и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры, возникает при подготовке к государственной итоговой аттестации в девятом классе и при подготовке к единому государственному экзамену в одиннадцатом классе.

Таким образом, главная цель обучения родному языку в школе связывается с речевым развитием школьников.

 

.

Как уже было сказано выше, выразительные средства языка являются неотъемлемой частью культуры речи

синтаксис, так называемые стилистические фигуры речи.

. Прикоснуться, приблизиться к «словесной ткани» художественного произведения – значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла.

ринадлежит анализу поэтического текста, так как поэзия, говоря словами К.Г. Паустовского, «Возвращает слову его первоначальную свежесть», так как в стихах ярче обнаруживается то, что свойственно общенародному языку.

Изучение средств выразительности на уроках и внеурочное время.

кропотливый и поэтому требует системного подхода. Я придерживаюсь в работе следующей последовательности.

а также их роли в художественном тексте.

рями.

сказывания, включающие изучаемый троп.

общающе-творческий и контрольный. Упражнения на уместное употребление тропов собственных высказываний школьников.

риложение № ) Школьники с легкостью находят эпитет в тексте и уверенно употребляют его в своей речи.

)

Основная задача обучения помочь ученикам почувствовать роль эпитета, дать критерии оценки выразительности эпитета, вызвать творческую активность и развить образное мышление школьника.

риложение № )

Для обучения школьников средствам выразительной речи также использую имеющийся дидактический материал: художественные тексты из учебников русского языка и фрагменты из классических художественных произведений.

, «Стилистическая роль определений. Эпитет» (на основе произведений Ивана Бунина).

» ошибок в речи героев юмористических рассказов: «Письмо к ученому соседу», «Каникулярные работы институтки Наденьки Н.» и др.

как работал над своими произведениями сам Чехов («Пишу и зачеркиваю, пишу и зачеркиваю»).

, «Неологизмы в поэзии Маяковского».

е материалы: ребусы, кроссворды, викторины.

Ребята с интересом работают над проблемой, а защита готовых исследовательских проектов, как правило, происходит на школьных научно-практических конференциях.

Заключение.

Язык – не только важнейшее средство человеческого общения. В известном смысле – это наш дом, наше духовное «жилище». И если не любить и постоянно не обустраивать свой дом, то ведь и не воспитать любви и родственной привязанности к нему новых поколений, не пробудить в них высокого чувства ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей культуры, своего языка. И, значит, совершенно прав великий писатель и мыслитель, сказав для всех нас свою провидческую и пророческую фразу: «мир красотой спасется»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *