Контрольно-обобщающий урок по теме Класс рыб

 

Слайд 1

(слайд 2):  обобщить и закрепить знания о представителях классов рыб.

Они им чуют, слышат воды…

Ф.И.Тютчев

Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

(слайд 4)

План ответа:

5. Классификация

Закончить предложение и ответить на вопросы (слайд 5).

:

(жаберные тычинки).

(почки).

)

(Рыба-луна, рыба-солнце)

:

(В желчном пузыре).

(Жаберными крылышками).

(В Саргассовом море).

(Рыба-пила, рыба-меч, рыба-молот).

(слайд 6)

Особенности внешнего и внутреннего строения, биологии и экологии позволяют выделить среди многообразия рыб некоторые систематические группы:

. Скелет у этих рыб не костный, а хрящевой. Жаберных крылышек нет, а с каждой стороны 5-7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет.

У этих рыб костный скелет, есть плавательный пузырь. Дыхание осуществляется посредством жабр. Костные рыбы представлены несколькими отрядами: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные.

(хрящевых и костных), слайд 7.

План ответа:

4. Характерные черты (дыхание, движение, питание, кровеносная система, оплодотворение, размножение).

После ответов учеников – заполнение обобщающей таблицы

(слайд 8)

Класс рыбы

Откладка яиц (икры)

Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам (слайды 9,10).

1 вариант

– (белуга), отряд осетрообразных

2 вариант

– (севрюга), отряд осетрообразных

(рассказы учащихся о рыбах) – слайды 11-14.

Представьте себе, ребята, гигантский аквариум величиной с классную доску. Давайте заселим его рыбами, морскими или речными.

. Слайд 11. Живет она в морях и на мелководье у берегов Индии, Индонезии и Австралии. Много места ей не понадобится – длина её всего 20см. Питается окунь-брызгун насекомыми, которые летают над водой или ползают по листьям прибрежных растений. Насекомых брызгун сбивает струёй воды, он меткий стрелок – настоящий снайпер! У этой рыбки громадные ярко-желтые глаза с черными зрачками, она отличается большой зоркостью и издалека замечает даже мелких насекомых. В центре аквариума, где живет брызгун, вертикально укрепляют палку с крестовиной на конце, на неё сажают различных насекомых. Заметив добычу, брызгун настораживается, распускает веером спинной плавник, осторожно подплывает к палке, потом замирает, приподнимает над водой кончик головы и стреляет струйкой воды изо рта. Если выстрел удачен, он бросается к  упавшей мухе и проглатывает её. Промазывает брызгун редко, его меткости помогает особое устройство рта в виде крошечного ружейного ствола. Выброшенная брызгуном струйка воды летит 4-5м, отлично попадая в цель на расстоянии до 2м.

не могут уничтожить икринки и поэтому большое количество рыбок доживает до взрослого состояния. Эти рыбы съедобны, но не имеют промыслового значения из-за малых размеров.

нескольких минут. Сильными разрядами (до 300 вольт и более) угорь может насмерть поразить человека и парализовать быка. У других электрических рыб (скатов, сомов) разряды меньшей силы, но и они помогают им защищаться от врагов и добывать себе пищу.

, которая часто встречается в Чёрном море, – места хватит (слайд 14). Она хоть и не очень велика по сравнению с другими (всего около 2х метров), но тоже хищница, как и её крупные родичи. В теле акул нет костей (только хрящи), кожа шершавая, как наждачная бумага. Акула – живородящая: выметывает до 30 детенышей. Тело акул, похожее на веретено, легко рассекает воду. Поэтому люди и придали форму тела акулы подводным лодкам и торпедам. Как стрела мчится акула под водой, и встреча с ней не предвещает ничего хорошего: акулы прожорливы и ненасытны.

Выберите их предложенных суждений правильные (слайд 15).

Тело большинства рыб имеют чешую, которая содержит зубцы, покрытые эмалью.

Рыбы не имеют органов слуха.

Рыбы – раздельнополые животные.

Все рыбы нерестятся весной.

Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

Глаза у рыб не имеют век, и рыбы спят с открытыми глазами.

Кровеносная система рыб замкнутая.

Температура тела рыб низкая, но постоянная.

Сформировавшийся в икринке зародыш превращается в личинку рыбы.

(слайд 16).

Найди ошибку на рисунке, на котором щука преследует окуня.

Щука никогда не будет преследовать окуня с хвоста, т.к. у этой рыбы часть плавниковых лучей имеет вид острых шипов.

(слайд 17).

Назовите рыбу и укажите систематическое положение вида.

.

Ответы – слайд 19).

Закончите пословицы:

(рыбак найдется).

(наловишь на уху).

(не в руке).

(оглянись назад).

(меньше рыбы).

(слайд 20).

4. Эстетическое наслаждение (аквариум)

(слайд 21)

Составьте кроссворд по теме «Классы рыб»

– Спасибо за внимание!

.

. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.

. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

. – Волгоград: «Учитель – АСТ», 2002.

«Биология. Животные. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

. – М.: «Новый учебник», 2001.

Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *