Курс лекций по дисциплине Психология общения

Министерство образования Саратовской области

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Поволжский колледж технологий и менеджмента»

 

 

 

 

 

 

Курс лекций по дисциплине

«Психология общения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал: преподаватель

Ольга Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Общение. Структура и средства общения

 

Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения.

Экзюпери

Общайтесь с людьми так, как будто они

,

какими хотели бы быть, и вы

поможете им стать такими.

Гете

План:

1.Что такое общение?

Стороны общения.

Средства общения.

4.Виды общения.

 

– это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

:

но из важнейших средств общения;

и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова);

сообщенного ему не разберется).

(восприятие), коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие).

относятся:

– система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;

– эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Виды общения:

— формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия и т.д. – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;

– содержание и средства общения регламентированы ролями партнеров по общению: врач и пациент, инспектор дорожного движения и нарушитель ПДД, кондуктор и пассажир и т.д.

– целью которого является организация и оптимизация того или иного вида деятельности: производственной, научной, учебной и т.д. При таком общении учитываются особенности личности, характера собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника;

говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях;

;

– когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, могут последовать агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

– направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

Что такое общение?

Какие вы знаете средства общения?

Проанализируйте роль каждого из средств общения.

, интерактивную стороны общения.

Дайте характеристику духовному общению.

В каких ситуациях складывается деловое общение?

формально-ролевого?

Охарактеризуйте светский стиль общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Невербальные средства общения

Говорим мы голосом, беседуем всем телом.

Публиций

План:

1.Основные каналы общения.

.

Средства невербального общения.

 

(невербальному).

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли», «окаменели». Гнев и злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости. Нервничающие люди «кусают губы».

.

«Язык жестов» важно понимать по нескольким причинам:

1.Словами можно выразить только фактические знания, но для выражения чувств одних слов часто бывает недостаточно.

2.Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой (невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности).

как правило спонтанно и проявляется бессознательно, а при речевом общении человек взвешивает свои слова.

Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей.

: поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд), направлении движения, длина паузы, интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель, рукопожатие, поцелуй, похлопывания, ориентация, дистанция.

это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Насчитывается около 1000 устойчивых поз. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, другие – закрепляются. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

наклоняется – говорит о внимании;

— разваливается на стуле, в кресле – неудобно с ним общаться;

склоняясь в сторону собеседника;

— мужчины предпочитают положение лицом к лицу;

— скрещенные руки или ноги – защитная установка;

— открытая поза – установка доверия;

— сидят, подбоченившись – неповиновение или готовность к работе;

— кивание головой – согласие или дает разрешение собеседнику продолжить разговор;

— руки, заведенные за голову – превосходство.

:

: жесты приветствия, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.;

: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия, недоверия, растерянности и т.п.;

: имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать, противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.

Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10% информации.

гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение.

Мимические коды эмоциональных состояний

 

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Положение рта

Рот открыт

Форма глаз

Глаза широко раскрыты

Глаза блестят

Блеск глаз не выражен

Лицо застывшее

Лицо динамичное

 

– это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние. Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка – при страдании.

.

: держимся подальше, если нам не нравится человек или кого боимся; чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят.

Существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками:

(до 46 см): родственники, возлюбленные, друзья, встречается в спорте;

(46 – 120 см): неформальные социальные и деловые отношения;

(120 – 360 см): официальное общение;

(более 360 см): сохраняется при обращении к аудитории, к группе людей.

Чрезмерно близкое или чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении. Эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола и уровня культуры, от социального статуса.

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.Что такое невербальное общение?

2.Назовите особенности невербального общения

3.Назовите приемы невербальной коммуникации. Приведите примеры того, как они отражают эмоциональное состояние человека.

4.Каково значение межличностного пространства в невербальной коммуникации?

5.Приведите классификацию невербальных средств общения.

6. как дистанция между субъектами влияет на психологический комфорт беседы?

7.Какую информацию можно получить, наблюдая за изменением степени открытости глаз?

» (жестам, мимике, интонации), а затем содержанию слов?

9.Какие эмоции легче всего распознать по невербальным проявлениям?

10. Какие мимические признаки вы могли бы назвать в качестве характерных для разных эмоциональных состояний большинства людей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевые средства общения

 

План:

1.Функции вербального общения.

2.Виды вербального общения.

.Речевые средства общения.

 

Вербальное общение бывает письменным и устным.

Функции вербального общения:

Обмен информацией между людьми.

Организация взаимодействия между людьми.

Восприятие друг друга партнерами по общению.

Виды вербального общения:

Открытое – закрытое;

Монологическое – диалогическое;

Ролевое – личностное

Открытое общение – это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека.

Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправдано в конфликтных ситуациях.

Ролевое общение – общение людей, исходящее из их социальной роли.

Личностное общение – общение по душам.

Огромную роль в этом играет понимание интонации.

– это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом. Печаль, горе, усталость – мягким, приглушенным голосом, с понижением звука к концу каждой фразы.

Распознавание эмоций по голосу можно научиться путем работы над собственным голосом. Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи и интонации.

. В общении важно обращать внимание на темп речи. Люди говорят быстро:

или обеспокоены чем-либо;

когда они говорят о личных трудностях;

когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.

 

Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии.

взаимодействие.

. Факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо большее внимание, чем даже крик.

– незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.

своих мыслей – правильность речи, ясность, логичность, простота и в то же время богатство, живость, находчивость. Достичь искусства говорить хорошо, изучив специальный предмет – риторика. Главное практика – выступать перед аудиторией.

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1. В чем заключается роль в общении интонации, темпа речи, паузы?

2. Почему важно выбирать определенную форму изложения своих мыслей?

3. Есть ли у вас собственные наблюдения: что значат разные интонации?

4.Перед вами 12 рекомендаций Дейла Карнеги. Ваша задача будет определить,

какие приемы относятся к открытому общению, способствуя расположению к вам

людей, а где манипуляция:

Проявляйте искренний интерес к другим людям. (О)

Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему. (М)

)

Улыбнитесь. (О)

Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи. (О)

Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других. (О)

Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе. (О)

Взывайте к благородным побуждениям. (М)

Бросайте вызов. (М)

Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника. (О)

(О)

Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что хотите. (М)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Стили общения

Умение общаться с людьми – это товар,

который можно купить так же, как сахар и кофе.

И я заплачу за такое умение больше,

чем за что-либо на свете.

окфеллер

План:

Стили общения.

Техники эффективного знакомства.

 

 

Все стили общения условно можно поделить на три группы в зависимости от цели общения и ролей, какие вы играете.

симпатия – ваша цель вызвать симпатию, доверие, интерес у человека, с которым вы общаетесь.

карате относится модель эксперта и криминальный наезд как наиболее жесткий вариант.

сихологическое айкидо – цель этого стиля – уйти из-под психологического давления человека, использующего психологическое карате, нейтрализовать его психологическую атаку и мягко добиться своих целей. К психологическому айкидо относятся приемы работы с жалобами.

Эта классификация условна и в реальной жизни в общении чаще применяется комбинация, смешение этих стилей.

известные политики, модельеры, артисты, бизнесмены – длительное время овладевали приемами общения.

Это неуверенность, самоуглубленность, категоричность, плохое настроение, чрезмерное умничанье, постоянные поддакивания, банальные темы, банальные рассуждения.

вызов симпатии – доверительные дружеские отношения или прочные деловые связи.

Все начинается с первого взгляда: доброжелательный, уверенный, проникновенный взгляд располагает к контакту.

Улыбка, комплимент при встрече расположат собеседника быстрее, нежели потоки красноречивых слов.

Войти в роль известного вам, уверенного в себе человека, и поступить так, как в аналогичной ситуации поступил бы он.

Хотите, я угадаю ваше имя? и т.д.).

Чаще называйте собеседника по имени (Больше всего на свете люди любят свое имя)

Проявите к собеседнику неподдельный интерес. (Дайте почувствовать человеку его значимость)

Ваш настрой дожжен быть позитивным.

Избегайте переливания из пустого в порожнее)

А что вы чувствуете?)

или иные приятные события жизни)

Прием «землячество».

Спросите: «Чем вам помочь?»

Идите на совместные действия. (Заварите вместе чай и т.д.)

Используйте юмор.

Определите дистанцию комфортного общения (межличностное пространство).

. (Жалко с вами расставаться, вы произвели на меня приятное впечатление, надеюсь, это не последняя наша встреча)

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1. Какие существуют стили общения?

2. Какие качества человеку мешают ему общаться?

3. Перечислите техники эффективного знакомства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Манипулирование

План:

Понятие «манипуляция».

Причины манипуляции.

Способы манипулирования людьми и как им противостоять?

 

ричем явного давления мы не ощущаем, а просто оказываемся жертвами чьей-то манипуляции. Нашими действиями исподтишка руководят. Манипуляции стали столь обычной, повседневной частью нашей жизни, что мы перестаем их замечать.

— побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнерами своих собственных целей.

– это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество).

Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (для манипулятора важно, чтобы адресат считал мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них).

непохожим на нас и др.

Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно.

Причины манипуляции:

Однако и другим он полностью не доверяет.)

Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь.)

Неопределенность. (Человеку трудно переносить неопределенность, и он стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)

.

Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.

систем:

манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов (угрожает, заставляет, шантажирует, внушает, что для вас гораздо лучше будет ему уступить)

манипулятор прикидывается беспомощным и вялым. Он преднамеренно демонстрирует свою слабость, неумение справиться с проблемой, он бьет на вашу жалость.

манипулятор играет в безразличие, старается уйти, устраниться от контактов. Он демонстрирует, что ему уже ничего не интересует и исход дела для него не важен, при этом заметно его оскорбленное самолюбие. Для того чтобы его не обидеть, ему уступают.

как им противостоять?

 

 

Манипуляция

1

Манипулятор требует от жертвы принять решение непременно «здесь и сейчас»

2

(например, остался последний экземпляр)

1.Всегда помнить о бесплатном сыре.

2.Спокойно ответить самому себе на вопросы:

?

?

такой ценой?

3

Манипулятор отвлекает внимание жертвы (приход кого-либо, посторонний звонок). При этом жертве мимоходом сообщается что-то значимое для нее, но не относящееся к теме

4

. Приподнимает жертву в своих глазах и усыпляет ее бдительность

5

Манипулятор просит «войти в положение»

6

Манипулятор играет на атрибутах – дорогая одежда, часы, автомобиль, звонки с нужными людьми

7

Манипулятор играет на дружеских или родственных связях (Ты же не откажешь другу?)

8

ценного

9

– пробуждает чувство неуверенности

10

Манипулятор демонстрирует самоуверенность (заставляет жертву быть просителем)

Прибавить себе уверенности

 

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.Что такое манипулирование?

2.Какие существуют причины манипулирования?

систем?

4.Какие существуют наиболее распространенные способы манипулирования людьми и как им противостоять?

5.Почему каждая причина манипулирования может заставлять человека манипулировать другими?

систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Механизмы межличностного восприятия

 

 

План:

Что такое восприятие?

Понятие о межличностном восприятии.

Механизмы межличностного восприятия.

 

– система мозговых структур, обеспечивающая анализ обработку информации. На основе восприятия создаются образы внешнего мира, складывается индивидуальный опыт.

онимание и оценка человека человеком. Важная особенность – не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие человека во взаимоотношениях с другими людьми.

   Что же влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия, как эти механизмы могут стать причинами трудностей в общении?

. Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения (которое может быть весьма далеко от действительности) строятся отношения между людьми.

как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с эти человеком.

Внешность человека несет много информации: о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, наличии вредных привычек, увлечениях. Походка, жесты позволяют заглянуть в темперамент и характер, т.е. психологический портрет.

. Общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии. Общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки.

Источниками «ореола», появления ошибок в восприятии являются разные причины:

имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Например: если человек слабый и болезненный, а мечтает стать сильным и здоровым, то, встретив здорового человека, он переоценит его по всем остальным параметрам – в его глазах он будет еще и умен, и красив, и добр.

Б) Привлекательность – эта ошибка восприятия мешает составить объективное мнение о человеке, связаны с тем, нравится нам внешне наш собеседник или нет. Это выражается в том, что, если человек нам нравится внешне, то мы склонны считать его умным, интересны и т.д. Если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Л.Н.Толстой: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты не слышишь глупостей. Она говорит, делает гадости, а видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».

В) Факторы отношения к нам – т.е. все люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо (например: общение преподавателя и студентов по-разному).

– строим свое предположение о человеке по его действиям и поступкам. Часто это приводит к конфликтам, недоразумениям.

– это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то (личный опыт, чужой опыт, авторитеты, книги, газеты и т.д.). Установка может повлиять на то, что одно и то же явление люди трактуют прямо противоположным образом.

 

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

 

Какова роль первого впечатления?

Что такое «эффект ореола»?

Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия.

Что такое каузальная атрибуция?

Какова роль установки в межличностном восприятии?

Приведите примеры ошибок превосходства.

Каким образом можно избежать ошибки при каузальной атрибуции?

Как можно избежать нежелательных последствий установки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Барьеры в общении

 

План:

1.Что такое психологические защиты?

2.Общие характеристики защитных механизмов.

3.Стратегии защиты.

4.Барьеры в общении.

   Проявления психологических защит многообразны, обычно мы даже не замечаем, что «защищаемся». Пользуясь знаниями о механизмах психологических защит, человеку легче будет понимать поведение окружающих и самих себя.

   Каждый день на нас устремлен поток разнообразной информации. Пока поступающая извне информация поддерживает сложившееся у человека представление о мире, он живет в согласии с самим собой. Но стоит наметиться расхождению, как возникает внутреннее напряжение, побуждающее человека либо к изменению идеального представления о себе, либо к попыткам пресечь поток информации, вызывающей дисбаланс представлений. В последнем случае начинает действовать система защитных механизмов.

и бессознательного.

   Все защитные механизмы обладают общими характеристиками:

Они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана.

Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Выделяется несколько основных стратегий: вытеснение, перенос, замещение, отрицание, регрессия, сублимация, рационализация.

, забывает ту часть информации, которая связана с неприятными для него событиями, возникновением внутренней тревожности. Содержание переживаемой информации забывается, а ее проявления могут сохраняться и проявляться в ошибках, описках, оговорках.

Например: человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Как бы ни был человек не прав, он будет скорее обвинять всех, кроме самого себя.

Например: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности, будут раздражать в подчиненных именно неорганизованность и хаотичность. Мать – не очень аккуратная хозяйка – будет упрекать дочь в том, что та вечно разбрасывает вещи и не убирает в доме.

психологическая защита, осуществляющая перенос действия, изначально направленного на недоступный объект, на объект доступный. Тем самым разряжается напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью.

Например: ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, ломает ее игрушку; на работе начальник критикует сотрудницу, и дома она реагирует вспышками ярости на мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они (муж, дети) замещают начальника.

Выход: фантазировать, но мечты и фантазии не безобидны; внедряя в сознание определенные образы, мы делаем первый шаг к осуществлению их в реальности.

– неадекватное (иррациональное) поведение представляются таким образом, что выгладит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих.

, или возлагает вину на педагога за то, что тот не объяснил эту тему на уроке.

стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями. Т.е. человек старается о чем-то не думать, не хочет принять очевидные факты и поверить им. (Этого со мной просто не может случиться – бывает так, когда человеку врач сообщает о смертельной болезни)

При отрицании человек становится особенно невнимательным к тем сферам жизни и событиям, которые чреваты для него неприятностями.

Например: руководитель может долго и эмоционально критиковать своего сотрудника и вдруг обнаружить, что он уже давно «отключился» и никак не реагирует на нравоучения.

Выход: по возможности не заглядывать в этот страшный угол, игнорировать опасную ситуацию.

– возврат к ребячливым детским формам поведения: «надуться и не разговаривать», детский лепет, езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью, неуместный бурный смех в ситуации волнения.

– переориентация агрессивного потенциала человека в приемлемые обществом формы творческой активности.

: юноша может сублимировать свой потенциал в такую деятельность, как футбол, хоккей и др. виды спорта; женщина с сильными неосознаваемыми садистскими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой.

В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать полезный для общества результат. Этот механизм защиты служит главным толчком для великих достижений в науке и культуре.

 

Эффективность общения во многом зависит от нашей готовности воспринимать мир и людей такими, какие они есть.

 

Что нам мешает общаться?

1. Высокомерная манера вести себя. (Такое мог сказать только идиот)

2.Нравоучение, советует, когда его об этом не просят

)

4.Конфликтогенные черты (не хочется общаться с человеком, который бесцеремонен, бестактен, фамильярен и т.д.)

4.Брезгливость – неприятные запахи, потные руки, привычка близко придвигаться к собеседнику.

5.Оценочные суждения (заставляют собеседника занять оборонительную позицию)

6.Переход с роли на личность (критикуется не плохая работа, а личность: ты сегодня не выучил уроки – ты ленивый и безответственный)

итрые, люди с высоким лбом – умные, немцы – педантичные и пунктуальные)

 

 

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

Что такое психологические защитные механизмы?

2. Какие существуют общие характеристики защитных механизмов?

3.Охарактеризуйте основные защитные механизмы.

4. Как могут влиять психологические защиты на поведение человека?

5.Что такое барьеры общения?

6.приведите примеры влияния на общение различных видов барьеров.

в общении?

 

 

 

 

 

Конструктивное общение. Контроль эмоций

 

План:

1.Способы снижения эмоциональной напряженности.

2.Управление своими эмоциями и чувствами.

 

В процессе общения люди сознательно или подсознательно стремятся удовлетворить свои потребности в любви, защищенности, ощущении собственной значимости, а иногда – и власти над другим человеком. Ощущение психологического комфорта чаще всего присутствует в тех отношениях, где не постоянного оценивания друг друга, где человек имеет право быть самим собой.

воспринимать собеседника, затруднять понимание истинных мотивов его поведения, а также приводить к конфликтам и недоразумениям.

тем не менее неприятно, когда на вас кричат. У вас есть три варианта ответа:

-агрессивная реакция: накричать в ответ, что еще больше осложнит взаимоотношения;

-уйти в сторону. Это – отступление, и такая пассивная реакция часто приводит к охлаждению взаимоотношений, если не к полному разрыву;

-использовать оптимальное самоутверждение. Для этого необходимо найти формулировку, наилучшим образом отстаивающую вашу точку зрения. Когда кто-то жалуется на вас, нападает и критикует, он представляет, что – вы виновник его неприятностей. Ваша цель в этом случае – разрядить враждебность и приблизиться к урегулированию проблемы. Даже если в вашу сторону направлены обидные высказывания, постарайтесь понять истинную причину – почему именно человек возмущен вами – и сдержите реакцию ответа агрессией на агрессию.

   Чтобы разрядить накаленную обстановку, когда вас несправедливо обвиняют, нападают, критикуют или человек просто находится в возбужденном эмоциональном состоянии, старайтесь придерживаться следующей линии поведения:

-не защищайтесь и не нападайте в ответ;

«Конечно, Марья Иванова, на улице так грязно, и у вас столько работы….»)

-предположите причину, продемонстрируйте готовность понять другую, уважение к его чувствам, желание изменить ситуацию.

В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления эмоциями и воздействия на эмоциональные переживания партнера по общению:

Уважайте чувства других людей. (Далеко не всегда именно вы являетесь причиной эмоционального взрыва)

Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию (один из признаков зрелости – умение предоставить другим возможность выразить свои эмоции – но в допустимых пределах), не обижаясь и не поддаваясь собственным.

Отойдите от негативной борьбы за власть (бывают ситуации, когда человек для поднятия своей низкой самооценки, втягивает вас в эмоционально насыщенный спор, целью которого является не поиск истины, а самоутверждение за ваш счет.

«Я же тебе говорила», «Ты сам виноват » — это вызовет ответную обиду или агрессию)

Конструктивное общение улучшает отношения между людьми, так как предполагает, что вы:

Расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять своей воле.

Уважайте их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами и неправдами убеждать встать на вашу точку зрения.

Уважайте их ценности и их опыт.

 

 

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1. Приведите примеры приемов снижения эмоциональной напряженности в «накаленной ситуации».

2.Какие существуют техники конструктивного выражения собственных негативных эмоций?

3.В чем заключаются преимущества конструктивного общения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Активное и пассивное слушание

Хочешь быть умным, научись разумно

спрашивать, внимательно слушать и

перестать говорить, когда нечего больше сказать.

И.Лафатер

 

План:

Умение слушать.

Виды слушания.

Активное слушание.

4.Пассивное слушание.

5.Эмпатическое слушание.

Общаясь, люди передают друг другу информацию, удовлетворяют свою потребность в том, чтобы быть понятыми и принятыми другими.

».

Во время слушания решаются две задачи:

Воспринимается содержание сообщения.

Улавливается эмоциональное состояние собеседника.

. Благодаря обратной связи у собеседника создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает.

Можно выделить следующие приемы слушания:

глухое молчание;

поддакивание;

повторение последнего слова говорящего;

повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов;

побуждение;

уточняющие вопросы;

наводящие вопросы;

оценки, советы;

слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова;

эмоции;

логические следствия из высказываний партнера, например, предположения о причине события; расспрашивание, задавание вопроса за вопросом, не объясняя цели;

пренебрежение к партнеру – не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова.

: дает советы, оценки, комментарии.

.

– это вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации. Незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда ваш партнер по общению равен вам или сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Активное слушание убедительно сообщает собеседнику, что вы его понимаете. Понимаете, что он говорит и что он при этом имеет в виду.

важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Но не следует все время молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет усилено.

, не морализуют, не критикуют, не поучают.

 

 

 

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.Почему важно уметь слушать?

2.Что такое активное слушание?

3.В каких случаях наиболее эффективно пассивное слушание?

?

слушания?

 

Тест «Умеете ли вы слушать».

Оцените степень своего согласия с высказываниями по следующей системе:

«Так бывает почти всегда» — 2 балла; «в большинстве случаев» — 4 балла; «редко» — 8 баллов; «почти всегда» — 10 баллов.

Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (а то и собеседник) неинтересны вам?

Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?

Может ли его неудачное выражение спровоцировать вас на резкость или грубость?

Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?

?

другом?

Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

Меняете ли тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?

Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильные слова, вульгаризмы?

Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?

 

Результаты: чем больше сумма баллов, тем в большей степени у вас развито умение слушать. Если вы набрали более 62 баллов, то вы слушатель «выше среднего».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопрезентация

 

План:

.

Знаки внимания.

Комплименты.

4.Похвала и поддержка.

 

как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком.

вербальные и невербальные. Важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу

– один из знаков внимания, выраженный в вербальной форме. Умение делать комплименты – это специальное искусство, которому стоит поучиться.

   Выделяют несколько функций комплиментов. С помощью комплимента можно:

-расположить к себе;

вызвать положительные эмоции;

;

;

вызвать раскаяние («Я всегда считал, что тебе можно доверять, как же ты мог так поступить?»);

Комплименты могут иметь разную направленность:

на внешность;

на внутренний мир человека (эти комплименты значительно выигрывают перед первыми по своему воздействию);

на профессиональные качества (имейте в виду, что ничего не может быть приятнее для учителя, чем позитивная оценка его педагогических способностей);

на объекты гордости, любви, хобби.

Как правильно делать комплименты. Чтобы комплимент действительно оказался комплиментом, желательно придерживаться следующих правил:

смысл должен быть только один и положительный. Избегайте двойного смысла. Берегитесь нечаянно задеть уязвимое место.

Без гипербол. Не увлекайтесь преувеличением, иначе можно назвать заядлого бездельника великим тружеником.

Если человек убежден, что у него феноменально развито какое-либо качество, то комплимент по этому поводу воспринимается как банальность.

Без претензий. Не хвалите то, что человек не хотел бы в себе совершенствовать.

Без поучений. Комплимент констатирует данное качество, а не содержит рекомендации по его улучшению.

.

к себе.

– оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу.

   Похвала вызывает неадекватные эмоции в следующих случаях:

Когда вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения.

Когда вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы вас оценивать.

Когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что вас хвалят, а ругают другого.

Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.Что такое знаки внимания?

2.Нужны ли в повседневном общении комплименты или это никому не нужные любезности?

3.Чем отличается поддержка от похвалы?

4.Что вы знаете о направленности комплиментов?

5.Какие правила нужно учитывать, делая комплименты?

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Конфликт. Стили разрешения конфликтов

Конфликт – это ситуация, в которой стороны

сообщают о несовместимости их потенциальных

намерение другой стороны.

Боулдинг

План:

1.Что такое конфликт?

2.Типы конфликтов.

3.Причины возникновения конфликтов.

Конфликтная ситуация.

5.Инцидент.

Способы разрешения конфликта.

7. Этапы разрешения конфликта.

8. Основные приемы, необходимые для предотвращения конфликта.

Кодекс поведения в конфликте.

 

 

– неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком.

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

– это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей. В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликтов. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.

   Среди участников конфликта различают:

— оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;

— вовлеченные группы;

— заинтересованные группы.

 

   Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам:

-либо они способны повлиять на исход конфликта,

-либо результат конфликта затрагивает их интересы.

 

Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы.

– (самый распространенный тип конфликта) Может проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.

, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

 

Причины возникновения конфликтов:

.

Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.

3. Формирование агрессивных реакций человека.

4. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.

5. Низкий уровень коммуникации.

6. Низкая культура поведения.

 

Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.

использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.

 

 повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.

 

Разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других «косой взгляд» партнера, а для третьего драка и т.д. Поэтому и понятия «конфликтная ситуация» носит не устойчивый характер, зависящий от многих факторов.

 

 

 

 

 

Выделяют пять способов разрешения конфликта:

 

Одинаковая власть.

Взаимоисключающие

интересы.

 

 

 

Есть время. Решение важно обеим сторонам.

Четкое понимание точки

зрения другого.

гарантированность

 

 

Этапы разрешения конфликта:

  создать атмосферу сотрудничества;

  стремиться к ясности отношений и общения;

  признать наличие конфликта;

  договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);

   очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;

   добиться соглашения;

   установить срок решения;

   воплотить план в жизнь;

   оценить принятое решение.

 

Основные приемы, необходимые для предотвращения конфликта:                                                       

  Не отвечайте на агрессию агрессией;

  Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

  Дайте возможность оппоненту высказаться;

  Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;

  Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;

  Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.

 

Кодекс поведения в конфликте.

Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.

Во время его “взрыва” следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга.

Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает.

путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: “То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?”.

Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много.

Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: “Вы меня обманываете”, лучше звучит: “Я чувствую себя обманутым”. Не говорите: “Вы грубый человек”, лучше скажите: “Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”.

Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.

Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится решать. Неприязненное отношение к клиенту или партнеру могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.

Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.

Потом из него выберите лучший.

Если не можете договориться о чем-то, то ищите объективную меру для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции и т. д.).

Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: “Вы уже дважды не выполнили свое обещание”, но нельзя говорить: “Вы — необязательный человек”.

Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий.

Кажется, что все понятно, и все же: “Правильно ли я вас понял?”, “Вы хотели сказать…?”, “Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет”. Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает его агрессию.

. Обе эти позиции (сверху — “родительская” или снизу — “детская”) неэффективны.

Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных — “взрослая”). Она удерживает и партнера от агрессии, помогает обоим не “потерять свое лицо”.

Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.

Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.

Ничего не надо доказывать.

В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с “врагом”. Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рациональная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать. Это — бесполезное, пустое занятие.

Замолчите первым.

Прекрати!”, а от себя! Добиться этого легче всего.

Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?

Чего ты бесишься?”. Подобные “успокаивающие” слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.

Уходя, не хлопайте дверью.

ашной, разрушительной силы. Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом “под занавес”.

Говори, когда партнер остыл.

Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.У каждого из вас в жизни возникают конфликтные ситуации, что же вы вкладываете в понятие «конфликт»?

2.Какие конфликты чаще всего возникают в вашей жизни?

3.Что такое конфликт?

4.Какие существуют основные стили разрешения конфликтов? Охарактеризуйте каждый из них.

5.В каких ситуациях может оказаться эффективным стиль компромисса (уклонения; приспособления)?

6.Охарактеризуйте основные стадии протекания конфликта.

и возникает эмоциональная напряженность.

8.Перчеислите негативные стороны конфликта.

9.Перечислите позитивные стороны конфликта.

сновные приемы, необходимые для предотвращения конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Типы неправильного воспитания.

У ребенка одна модель мужчины и женщины –

его отец и мать. Всегда, в течение жизни,

глаза взирают на наши души.

, французский писатель

 

План:

Различия между браком и периодом ухаживания

Факторы, влияющие на стабильность брака.

Общение в семье: конфликты и их преодоление.

4. Функции семьи.

5. Типы неправильного воспитания.

 

 

В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.

репетные, нежные чувства в период ухаживания расцветает в браке лишь в том случае, если супружеская пара понимает необходимость повседневной заботы о любви.

Во время ухаживания два будущих супруга встречаются тогда, когда им обоим удобно. Каждый убежден, что другой для него важнее всех людей на свете. После свадьбы приятное чувство, что ты для другого – весь мир, начинает подвергаться испытаниям, когда приходит понимание, что обязанности партнера вне семьи никуда не исчезают, их надо выполнять, иначе могут начаться неприятности.

   В браке партнер раскрывается гораздо больше, чем во время ухаживания. Если влюбленные принимают своего избранника таким, какой он есть, со всеми недостатками, — тогда больше вероятности, что они будут жить спокойно и счастливо. А тех, кто строит планы на перевоспитание друг друга, постигнет неудача.

езультаты как отечественных, так и зарубежных исследований показывают, что на стабильность брака влияют следующие факторы:

взаимное положительное впечатление друг о друге.

знакомство в ситуации работы/учебы.

период ухаживания – 1 – 1,5 года.

инициатива о заключении брака со стороны мужчины.

принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания

положительная оценка успешности семейной жизни родителей.

сопровождение регистрации брака свадебными торжествами.

сексуальная совместимость.

 

В группу риска входят браки, характеризующиеся:

ранним возрастом вступления в брак и у мужчины, и у женщины.

превышением возраста жены над возрастом мужа.

неустойчивостью отношений в период знакомства.

наличием добрачной беременности.

поздним возрастом вступлением в брак.

Необязательно, что все перечисленные факторы могут сыграть роковую роль, однако в таком браке необходимо более бережно относиться друг к другу.

 

армонию, целиком зависит от них.

Есть и такие способы избежать «домашних баталий»:

конструктивные переговоры (обсуждается только актуальная ситуация, вызвавшая разногласия; не высказываются прошлые обиды, претензии).

ысказывание накопившихся чувств в спокойной обстановке

обсуждение накопившихся проблем.

составление брачного договора в начале совместной жизни с «прописыванием» пунктов возможных разногласий.

Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Гармоничная семья выполняет много различных функций.

Функции семьи – это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением потребностей ее членов:

– удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях.

– удовлетворение материальных потребностей семьи, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. Главное – это присутствие взаимопомощи и заботы друг о друге.

– наличие определенных моральных норм поведения членов семьи, ответственность и обязательства в отношениях между супругами, родителями и детьми.

– совместное проведение досуга, прогулки, посещение музеев, концертов, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов.

– ощущение «крепкого тыла» помогает пережить трудности, неприятности на работе или даже потерю её.

Сексуальная функция.

:

– ребенок находится в центре семьи, нет запретов и санкций.

– ребенок в центре семьи, родители отдают ему много сил и времени, но лишают его самостоятельности, ребенок лишен свободы выбора, за него все решают родители.

– сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Ребенка часто стыдят, сравнивают, много обязанностей и мало прав, его проблемы и потребности игнорируются.

– нежеланный ребенок, или мать не любила отца и т.д.

– эмоциональное отвержение + избиение.

– ребенок предоставлен сам себе, без контроля.

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

Что является решающим при вступлении в брак?

2.Назовите различия между периодом ухаживания и браком.

3.Какие отношения более рассчитаны на успех и продолжение брака: влюбленные принимают своего избранника таким, какой он есть, или те, кто строит планы на перевоспитание друг друга?

4.Какие факторы влияют на стабильность и нестабильность брака?

5.Как можно нейтрализовать конфликтные ситуации, возникающие в семье?

6.Охарактеризуйте различные функции, которые выполняет семья.

7.Какие типы негармоничного воспитания вы знаете?

»?

9.Чем опасно для ребенка эмоциональное отвержение со стороны родителей?

могут решаться за счет ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе.

 

План:

Виды групп.

Коллектив

Распределение ролей в коллективе.

Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе.

 

 

ячейки, группы.

   В нормальных условиях с рождения и до смерти человек является частью многочисленных групп, и с их помощью происходит его социализация (усвоение социальных норм, умение жить среди людей и выполнять определенные роли).

   

. Среди групп, в которые объединяются люди, выделяют следующие разновидности:

а) условные и реальные;

б) постоянные и временные;

в) большие и малые.

– люди объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Люди не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

– члены группы связаны между собой объективными взаимоотношениями; различаются по величине, внешней и внутренней организации, функциям, которые они выполняют, и общественному значению.

 

Не каждая, даже реальная, группа является коллективом.

– устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединяющих целями совместной общественно полезной деятельности и сложным развитием формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Большинству из нас хотелось бы жить и работать среди людей, которые нас понимают, могут нас поддержать в трудную минуту, являются единомышленниками, т.е. быть членом сплоченного коллектива. Настоящий коллектив возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов:

1 ступень – «песчаная россыпь» (или каждый сам по себе) – не хотят понять друг друга, не общих интересов, нет авторитетного центра, нет радости и удовлетворения тем, кто ее составляет.

Отношения в основном доброжелательные, изредка внимательны друг к другу, готовы прийти на помощь. Настоящего организатора нет или ему трудно, т.к. некому поддержать его.

3 ступень – «мерцающий маяк» — в такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения. Проявление активности происходит всплесками, да и то не у всех.

4 ступень – «алый парус» — у большинства членов группы проявляется чувство гордости за коллектив, переживают за неудачу другого. Ноне всегда признает ошибки, отстаивает свои интересы – это положение можно исправить.

5 ступень – «горящий факел» — настоящий коллектив, где есть дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность.

 

.

Лидер: 1.Эмоциональный (проводят с ним свободное время, общаются).

2.Деловой (с ним хорошо вместе работать, он не подведет, умеет организовать дело).

Часто эти лидерские качества объединяются в одном человеке, но не всегда.

Отверженные – те люди, которых в группе не любят.

– «серые мышки».

 

участники.

– это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами.

, понижение его статуса).

и самооправдания. («Уже поздно отказаться от выпивки, потому что истрачены все деньги» и т.д.)

Выделяют 4 типа (варианта) отношения к данному вопросу (принятие системы групповых норм):

сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы.

ынужденное принятие под угрозой санкций группы.

демонстрация антагонизма по отношению к группе («А я не такой как все»).

свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до выхода из группы.

2 и 3 варианты позволяют человеку оставаться в группе, играя роль «козла отпущения» или «аутсайдера» — отверженного. Второй вариант – явление очень распространенное.

 

, который рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы.

– податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

риспособленчество)

человека?):

).

).

от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия.

от возраста и пола человека (женщины более конформны, чем мужчины, а дети – чем взрослые).

– это позиция, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, отрицая, во что бы то ни стало, все стандарты и нормы группы.

склонны подчиняться групповому давлению, уступать психологическому давлению вопреки своим желаниям и интересам, менять свое мнение под влиянием мнения группы, испытывая страх оказаться «белой вороной» и стремление «быть как все».

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.На каком этапе развития находится ваш коллектив?

2.Какие вы видите этому причины?

3.Какие роли могут играть в группе разные люди?

4.Что влияет на распределение ролей?

5.Почему некоторые люди становятся отвергнутыми?

было успешным?

8.Какие бывают виды групп?

9.Что такое коллектив? Каковы особенности коллектива?

10.Охарактеризуйте этапы формирования коллектива?

соблюдение?

. Каковы варианты отношения к групповым нормам?

12.Что такое негативизм?

человека?

 

Тема: Лидерство

 

План:

Отличительные признаки лидера и руководителя.

Психологические качества лидера.

Типы лидеров.

4. Стили управления.

Морально психологический климат коллектива – это устойчивое эмоционально-нравственное состояние коллектива, отражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей. Создать такой климат в группе (коллективе) может руководитель, лидер.

Знания и способности лидера оцениваются всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Лидер в основном осуществляет регуляцию неформальных отношений в коллективе. Лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера зависит от настроения группы.

Руководитель обладает определенной системой функций. Сфера деятельности, влияние лидера – часть группы, а руководителя – коллектив организации.

Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе сложной ситуации проявляет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации в данной группе. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидеров.

:

Сочетание всех этих качеств не гарантирует успех, в эффективном руководстве играет стиль поведения.

Лидер – менее авторитетен, побуждает к действию личным примером, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивные соревнования, турпоход и т.д.

деловых отношений. Лидер руководит (управляет) коллективом в силу своих организаторских способностей.

Выделяют следующие стили управления:

Авторитарный – жесткое единоличное принятие всех решений, жесткий постоянный контроль над выполнением решений с угрозой наказания, неблагоприятный психологический климат.

– наиболее эффективный, решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений членов коллектива. Возможен этот стиль при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях лидера.

Либерально – анархический стиль характеризуется отсутствием стимула добросовестно трудиться, слабым проявлением сотрудничества; разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

взаимодействия и максимальному количеству конфликтов и проблем.

Критерием эффективности руководства является степень авторитета и высокий уровень способности коллектива решать стоящие перед ним задачи.

 

 

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.Что влияет на формирование хорошего коллектива?

2.Почему человек становится лидером?

3.Кто такой лидер? Какие бывают типы лидерства?

4.Чем отличаются различные стили управления коллективом?

5.Чем отличается лидер от руководителя?

6.Назовите психологические качества лидера (руководителя).

 

 

Самостоятельная работа:

1.Представить предвыборную программу, в которой нужно отразить, как изменится жизнь группы, если менеджером (мэром города, губернатором, президентом) станете именно вы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень тем рефератов по дисциплине «Психология общения»

 

Психология общения: определение и виды общения.

Межличностное общение.

Деятельность – психология общения.

Барьеры в деловом общении. Психологические особенности подготовки и проведения деловой беседы.

Влияние семьи на становление личности.

Восприятие.

Деловое общение: спор.

Искусство деловых отношений.

Качественные различия интеллекта мужчин и женщин.

Культура общения.

Лидер в организации.

Личность и коллектив.

Любовь. Происхождение брака.

Неравный брак.

Общение.

Ораторское искусство.

Понимание в межличностном общении.

Правила поведения в общественных местах.

Проблемы профессиональной этики.

Психологические проблемы молодой семьи.

Психология: Дружба.

Разрешение конфликтных ситуаций.

Секреты общения.

Умение слушать.

Эмоции.

Эмоции и язык.

Этика деловых отношений.

Этикет и межличностное общение.

Этические нормы в деловом общении.

Стили общения.

Жизнь в одиночестве.

Конфликт и способы его разрешения.

Конфликт.

Конфликты, возникающие внутри организации.

Культура общения.

Общение как феномен культуры.

Ораторское искусство.

Семейные конфликты и их решения.

Семейные отношения и формирование личности ребенка.

Этика делового общения: руководители и подчиненные.

Коллектив и личность

Деловая беседа. Психологические особенности публичного выступления. Экзамен

Психологические аспекты семейных отношений. Функции семьи

Стили семейного воспитания

Интимные отношения

Общение. Структура и средства общения

Невербальные средства общения

Речевые средства общения. Позиции в общении. Деловая беседа

Стили общения. Манипулирование

Механизмы межличностного восприятия

Психологические защиты. Барьеры в общении

Конструктивное общение. Контроль эмоций

Активное и пассивное слушание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *