Культура речи педагога

дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида № 28

 

 

 

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мохова Елена Леонидовна

 

 

 

г. Армавир

Круглый стол

«Речевая культура педагога».

литературного языка. Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

Мохова Елена Леонидовна

Домашнее задание:

Подобрать высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о родном языке, культуре речи, силе слова.

«Роль семьи в речевом развитии детей».

Подготовить мини выступление для общего обсуждения «Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами», опираясь на собственное мнение.

План проведения:

.

сиональной речи педагога.

Физ. пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания».

ребования к речи воспитателя ДОУ.

».

Значение культуры речи воспитателя детского сада.

«Стиль педагогического общения».

Вопросы для обсуждения:

Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами.

Какова роль семьи в речевом развитии детей.

речи, силе слова, о родном языке.

«Упражнения для развития речевого дыхания».

 

.

 

в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

речевой деятельности.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Что же такое «Культура речи»?

Однозначного понимания термина не существует.

.

Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

 

Компоненты профессиональной речи педагога.

 

речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

речи является качество голоса педагога.

– важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

тностью, выносливостью.

.

– правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

 

. Физ.пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания».

 

Оно обеспечивает нормальное голосо — и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

– важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, является переходной фазой и характеризуется завершением вдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что повышает работоспособность организма в целом.

Вдох может быть коротким и наполнить лишь верхние отделы легких или же глубоким, что обеспечит полную наполняемость.

ох, не прерываемый паузами и не требующий мелодических изменений речи; длительный выдох с контрастными изменениями речи; выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; и т.д. в связи с этим необходимо развивать разнообразные координации вдохов и выдохов.

Речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением.

С этой целью вам предлагается ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата.

 

Упражнения для развития речевого дыхания.

Упражнение 1.

.

Упражнение 2.

также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 3.

Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и, вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.

Упражнение 4.

.

Упражнение 5.

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха — на счет “шесть”.

Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – один, два, три; пауза – одна единица; выдох – один, два, три, четыре, пять, шесть. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три – четыре раза.

Упражнение 6.

Полный вдох берется на счет до трех, с остановкой после каждой цифры, таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох – через узкое отверстие губ, счет при выдохе от одного до десяти – двенадцати. Последовательность упражнения: вдох – одна остановка – вдох – одна остановка – вдох — одна остановка – выдох – счет десять – двенадцать.

 

Требования к речи воспитателя ДОУ.

 

но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

выделяют:

, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

связи.

формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).

– особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

– соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

– отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

по речевому развитию детей в ДОУ.

 

натоки русской речи».

 

акцентологические (ударения), — нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

Опросный лист № 1

асимметрИя

бантЫ

включИт

газопровОд

диспансЕр

ломотА

дремотА

задАть

занЯть

звонИт

каталОг

красивЕе

кухОнный

меньшинствА

мусоропровОд

никчЁмный

обеспечЕние

ободрИть

осуждЁнный

плесневЕть

полиграфИя

понЯл

премировАть

принудИть

сливОвый

туфлЯ

углублЁнное

хаОс

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросный лист № 2

баловАться

вероисповедАние

вручИт

грушЁвый

обЫча

досУг

жалюзИ

закупОривать

запломбировАть

исчерпАть

кладовАя

кремЕнь

ломОть

мотивирОванный

начАть

новорождЁнный

облегчИть

оптОвый

откупОрить

повторИшь

полЮс

предпринЯть

прибЫл

придАное

тортЫ

уведомИть

феномЕн

ходатАйствовать

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:

ошибки – высокий уровень культуры речи;

;

Говорите правильно!

Опросный лист № 1 (ключ)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

1

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

2

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

2

1

 

Опросный лист № 2 (ключ)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

2

2

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

2

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

 

 

начение культуры речи воспитателя детского сада.

 

человеческого общения.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

.

Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

прежде всего, через воздействующее слово.

сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

 

Анкетирование педагогов ДОУ.

 

. Поэтому особое внимание нужно обратить на форму своей речи, стиль общения с дошкольниками.

педагог.

Предлагаем вам заполнить анкету, с помощью которой можно определить стиль педагогического общения каждого из нас.

тиль педагогического общения».

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный для вас вариант ответа.

Ключ:

.

.

.

Анкета

«Стиль педагогического общения».

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный для вас вариант ответа.

Считаете ли Вы, что ребенок должен:

Делиться с Вами своими мыслями, чувствами.

Говорить Вам только то, что он сам захочет.

Оставлять свои мысли и переживания при себе.

Если ребенок взял у другого ребенка без спроса игрушку, карандаш, то Вы:

Доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение.

Не вмешиваетесь. Дети сами разберутся в своих проблемах.

с извинениями.

Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как Вы поступите:

Похвалите и всем детям покажите его работу.

Проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня.

Скажете ему: «всегда бы так занимался».

Ребенок при входе в группу не поздоровался. Как Вы поступите:

Заставите его поздороваться.

Не обратите на него внимание.

Сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.

Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать:

Спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают.

Помочь, подсказать, сделать замечание.

Заниматься своими делами (записи, подготовка к занятиям и т.д.).

Какая точка зрения кажется Вам правильной:

Чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания.

Эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать.

Чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

Ваша исходная позиция в работе с детьми:

Ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать.

У ребенка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребенка.

Ребенок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

Как Вы относитесь к активности ребенка:

Положительно – без нее невозможно полноценное развитие.

вести обучение и воспитание.

Положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, Ваши действия:

Сказали бы «ну и не надо».

Заставили бы выполнить работу.

Предложили бы выполнить другое, но аналогичное задание.

по–вашему правильная:

Ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем.

Если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет.

Воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

a

2

3

2

2

3

1

2

3

1

b

3

1

3

1

2

2

3

1

2

c

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

 

: _________________

 

Вопросы для обсуждения.

 

Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами.

Аристотель.

ридерживаться норм культуры речи и культуры общения.

Какова роль семьи в речевом развитии детей.

 

 

Древо мудрости

.

 

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

Г.Гегель

 

«Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой».

Аристотель

 

«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает».

Р.Эмирсон

 

«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».

К.Д.Ушинский

 

«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания».

В.А.Сухомлинский

 

«Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому обращается».

Аристотель

.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением.

 

С этой целью вам предлагается ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата.

 

Упражнения для развития

.

Упражнение 1.

Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки – большой палец впереди, четыре пальца на спине. Сделать выдох (все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем – вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состоянии вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При выполнении упражнения не нагибаться вперед, вдох делать максимальный.

 

Упражнение 2.

Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох через рот на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

 

Упражнение 3.

Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и, вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.

 

Упражнение 4.

подряд звук П. грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы.

 

Упражнение 5.

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха — на счет “шесть”.

Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три – четыре раза.

 

 

 

Упражнение 6.

Последовательность упражнения: вдох – одна остановка – вдох – одна остановка – вдох — одна остановка – выдох – счет десять – двенадцать.

 

***

Некоторые из этих дыхательных упражнений можно использовать на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.

 

 

 

.

 

Г.Гегель

 

 

 

Подготовила:

Старший воспитатель

Мохова Елена Леонидовна

 

г. Армавир

общеразвивающего вида № 28

 

 

памятка

педагогам ДОУ

«Упражнения для развития речевого дыхания»

 

2012 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *