Культура общения-одна из трёх основных областей лингвистического и литературного образо

Культура общения – одна из трёх основных областей лингвистического и литературного образования.

 

)

Отрывок из письма выпускника.

Предмет «русский язык» в том виде, как он преподается в школе, — это одно сплошное надувательство. Если заглянуть в школьный учебник русского языка, то буквально на первых же страницах можно прочесть совершенно справедливое изречение, что язык — это средство общения. Прекрасно! Что может быть полезней и интересней общения!

На дворе весна. Мне восемнадцать лет. Я иду по улице, а навстречу мне — красивая девушка в мини-юбке. Я хочу идти с ней рядом в одном направлении. Я хочу, чтобы она мне улыбалась. Я хочу с ней общаться. Так дайте же мне для этого средство! Дайте мне слова русского языка, чтобы всё было так, как я хочу!

Нет, в школе мы этого не проходили. Нас не учили правильным словам, нас учили орфографии и пунктуации. В школе из всего гигантского культурного пласта под названием «русский язык» нам преподали лишь его микроскопическую часть, которая к общению-то как раз имеет самое отдаленное отношение.

качивая бедрами, проходит мимо.

Школа ставит перед собой важную задачу — воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения. В этот период дети наиболее восприимчивы ко всему новому, язык их еще, как правило, не засорен вульгаризмами. Как известно, легче учить чему-то новому, чем переучивать и ломать сложившиеся стереотипы. В начальной школе учитель ведет все предметы, что позволяет ему ежедневно и ежечасно наблюдать и корректировать речь учеников.

)

уделяется крайне мало внимания. Не от того ли младшие школьники так невыразительно, неумело говорят в повседневной жизни, предпочитая в основном отвечать на поставленные вопросы.

Исходя из выше приведённого термина «Общение» мы можем выявить и стороны или функции общения:

)

(обмен информацией);

(обмен действиями);

(восприятие людьми друг друга).

)

(куррикулум)

( высказывания учителей)

)

 

?)

)

Задание группам : Как определить способность к общению?

3) умение организовать общение («Я умею»).

)

деятельности.

выделяют следующие: формирование, развитие коммуникативных умений, опыта их использования в деятельности и вне ее; развитие речевых умений общения; формирование социальных установок, коммуникативных качеств, чувств.

)

 Все участники стоят в кругу. Закрыв глаза, все начинают двигаться произвольно в разных направлениях; разговаривать нельзя; по хлопку ведущего все останавливаются и открывают глаза.

 Снова закрывают глаза и проделывают ту же процедуру,  но при этом еще издают жужжание;  по хлопку останавливаются и открывают глаза.

 Анализ упражнения — ответы на ряд вопросов.

 Какие чувства возникают в первом и втором случае?

 Что мешало движению?

 Что помогло не сталкиваться?

)

ния поставленных целей обучения.

Предлагаю участникам записать на цветных полосках бумаги различные методы, используемые для развития коммуникативных компетенций уч-ся.

К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе относят традиционные методы, методы активного обучения, тренинги, методы дистанционного обучения.

Классифицируют написанные методы.

Методические рекомендации по обучению общению младших школьников

Овладение коммуникативной культурой, культурой общения дается ребенку нелегко.

И сейчас вы аргументируете все + и — в решении этой проблемы. ( ГРАФИК Т)

Педагогический опыт убеждает в том, что младшему школьнику характерно стремление быть хорошим, поэтому важно не упустить это благоприятное время для усвоения норм и правил культурного общения.

Система работы

различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, нарисовать неприятную ситуацию общения из своей жизни, придумать диалоги к картинке, составить портрет ученика из своего класса, разыграть ситуацию общения и др.

( на бумажных фигурах учителя и ученика записывают требования)

 

 

 

— умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности,

-способность истолковывать и читать его внутреннее состояние

по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты)

-умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия

в общении с другим человеком;

-владение приемами риторики;

-преобладание демократического стиля в процессе преподавания,

умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Анкета « Самоконтроль в общении» (упражнение)

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *