Культура речи. Употребление глаголов. Урок-исследование.

 

Урок-исследование.

Цели урока:

опорных знаний и умений по теме « Употребление

навыки работы со

словарём;

письменных высказываний; развивать языковое чутьё;

воспитывать любовь к русскому языку через интерес

к чтению русской литературы.

 

Оборудование:

для индивидуальной работы

аспечатки текста

аблица «Стили речи»

лгакова

удиозаписи

ыставка лексикологических и грамматических словарей

ллюстрации к игровым моментам

фломастеры красные и синие по 4 каждого цвета

 

 

 

Ход урока:

1.Объявление темы урока:

Прочитайте запись. Переделайте ее в предложение с косвенной речью.

исал Иван Сергеевич Тургенев.

Ответ ученика:

нам нашими предшественниками.

2. Слово учителя.

А Вы знаете, что Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети» употребил свыше 100 глаголов, обозначающих речь?

К.С.

В момент проверки домашнего задания, используется таблица «Стили речи»).

Задание 2.

Карточка 1.

к слову «сказать».

 

 

 

, — извольте заложить салфетку.

-Ну, что, ей богу, — ______________ недовольно Шариков.

.

— Как это «примите»? — ________________ Шариков, — я сейчас заложу.

Мы проверили ваши ответы. А теперь сравним с оригиналом.

Теперь мы понимаем, какой титанический труд лежит за простыми и ясными строчками.

Ребята, так зачем нам необходимо употреблять в речи синонимы?

Ответы учеников:

— Синонимы обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы выразить свою мысль точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.

».

?

 

 

 

 

 

Ответы учеников:

— Нет. Это паронимы. Слова, похожие по звучанию, но совершенно разные по смыслу.

Игра «Найди меня».

Проведите стрелки от данных глаголов к существительным. Устно мотивируйте свой выбор.

Глаголы: Существительные:

надеть дочку

кашне

пальто

одеть ребенка

боа

сестру

Работа с «Толковым словарем русского языка» под редакцией С.И. Ожегова.

Приведите примеры.

школу в 2008 году

.

Работа в группах с последующей проверкой.

.

2 группа и 3 группа: образуйте повелительное наклонение от глаголов:

бежать класть

положить ехать

поехать есть

и на цветочном поле расцвела необычайная ромашка лингвистическая. Вот сейчас погадаем и узнаем, кто из Вас любит и бережет русскую речь.

Игра «Лингвистическая ромашка».

Надо исправить ненормативные глаголы в предложениях, написанных на лепестках «ромашки».

Задание 8.

Карточка №2.

Расставьте ударения в словах. В каких глаголах допускается колебание в произносительной норме?

Звонит, понял, начался, переведена, родился, звонишь, брала, начал, добрались, балую, баловать.

ученика.

Ученик использует «Словарь-справочник лингвистических терминов» под редакцией Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой).

Решение теста.

.

ащитить

обедить

ахать

атмить

.

кусить

бедить

томить

ложить

Домашнее задание.

1.Выберите правильный вариант.

Я ________ к тебе часика через два. 1) подойду

приду

2. Я _________ к тебе вечерком. 1) подъеду

приеду

3. Я к вам __________ курьера с бумагами. 1) пошлю

2) подошлю

4. На остановке вы __________ из автобуса. 1) выходите

2) сходите

3) встаете

2. Выберите правильный вариант.

А. 1) брызгают 2) брызжут

Капли ______________ во все стороны.

Б. 1) двигает 2) движет

Что же ______________ поступками этого человека?

В. 1) капает 2) каплет

Вода ______________ сквозь ветхую крышу дома.

Г. 1) колыхаются 2) колышутся

Лилии на воде _____________.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *