Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем е

Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний.

— формировать умения грамотного письма безударных окончаний имен существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, познакомить с историей слов люди, дети;

— учить правильному изменению данных слов по падежам;

— развивать речь учащихся;

— воспитывать культуру умственного труда.

 

урок «открытия» новых знаний.

 

Соловейчик «Русский язык» 4 класс, часть 1, тетрадь на печатной основе №1.

 

Прогнозируемые результаты:

Предметные:

некоторые особенности изменения форм имен существительных

склонять существительные в родительном, дательном падежах.

:

ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

интерес к урокам русского языка

 

Ход урока

Организационный момент.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И работать все начнем.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

 

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

 

Активно в работу включайся, дружок!

 

егодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

 

вежливости.

Ключевский.

Минутка чистописания.

.

в метре.

— Прочитайте предложения. Что вы заметили?

— Исправьте ошибки в предложениях. В каких словах допущены ошибки? Запишите слова. Чтобы правильно записать слова, что нужно знать?

.

— Запишите предложение, укажите части речи.

 

. Работа по теме урока.

Декарт.

— Попробуйте устно просклонять слова человек, пальто.

Определение темы и задач урока.

— Запишите слова в столбик.

 

Мн. ч. Им. п.

Банан

ы

Вилка

и

Колесо

а

Мышь

и

Человек

и

ей

 

— Напишите эти слова в форме множественного числа именительного и родительного падежей. Выделите окончания.

Проверка: хором проговорим слова.

— Почему мы поменяли слово человек на люди? (не знаем). Хотите узнать?

Слайд 3.

оставим перед собой на уроке?

раскрыть несколько секретов правильной речи)

А зачем нам это нужно? ( Чтобы уметь правильно говорить, быть грамотными)

Работа по теме урока.

историю одного слова

298, стр.137

?

люди)

– сначала в единственном числе, а потом во множественном.

Назовите форму множественного числа в именительном падеже. Почему так?

299 стр.138

Прочитайте сведения.

– Что вы узнали о слове РЕБЁНОК?

)

 

— Просклоняйте слова люди, ребята по вариантам.

1 вариант – склоняет слово люди

2 вариант – склоняет слово ребята.

)

Прочитайте, что получилось.

узнали? (человек, ребенок). Для чего нам эти сведения нужны? (правильно говорить)

Физкультминутка

 

Чередование звуков в корнях слов.

— Послушайте стихотворение, о каких особенностях поведения звуков в словах в нем говориться?

 

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться.

, ПУХ-ПУШОК.

КОСИТЬ травы – СКАШИВАТЬ,

СПРОСИТЬ маму – СПРАШИВАТЬ.

, ЛЕЧУ-ЛЕТАТЬ.

Какими корни нам считать?

 

.

— Запишите слова первой строки.

— уши, пух-пушок.

— Выделите корни.

— Что заметили? (согласные звуки заменяют друг друга, чередуются)

], [к], [х])

Слайд

устно.

Ухо уши

Уха ушей

Уху ушам

Ухо уши

Ухом ушами

Ухе ушах

Какой вывод можно сделать об этих словах?

множественном ш)

.

— «Капризные» звуки в словах встречаются очень часто. Попробуйте их отыскать в родственных словах.

– письменно.

, быстрее всех собравшие свою группу. Подчеркните родственные слова на листочке.

бегать

друг

привозной

вариант – к слову ПИСЬМЕННО

, переписка.

а слайде слова)

– Какие звуки могут чередоваться?

Какой секрет правильной речи раскрыли?

(согласные могут чередоваться)

. Давайте попробуем его раскрыть.

301 стр.139

– Попробуйте изменить формы предложенных в упражнении слов.

о вариантам)

го числа именительного падежа.

?

. мужского рода)

— Проверьте и оцените работу друг друга. Оценку поставьте на полях.

(самопроверка по слайду)

вариант

Рот – рты – ртов

Лед – льды – льдов

Мох – мхи – мхов

Лев – львы – львов

вариант

Сон – сны – снов

Пень – пни – пней

День – дни – дней

Лоб – лбы — лбов

IV. Итог урока.

— Какие секреты речи вы узнали?

1. Раньше было слово люд, а теперь человек.

то было слово дитя, а теперь ребенок

], [к], [х] могут быть капризными

и Е – «беглые». Они убегают при образовании некоторых слов.

Рефлексия.

Оцените свою работу по лестнице знаний.

упражнение 302 стр.140

 

1

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *