культура общения_7049

Культура общения.

Пояснительная записка

 

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

развивать коммуникативные способности школьников;

содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

материалов, иллюстраций).

, практические занятия, конкурсы.

Мероприятия по подведению итогов реализации программы:

Театрализация «Театр вежливых ребят»;

Устный журнал «О невежах и вежливости»;

Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;

Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

 

Ожидаемые результаты:

 

обогащение личного опыта общения детей;

ориентация на выполнение нравственных норм — заповедей в процессе общения;

овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

», «взрослый ↔ ребенок».

обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 

 

Содержание программы

1 класс

32 часа (1 час в неделю)

Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Прощание с гостем. Ролевая игра «Мы в гостях»

Традиционные русские пожелания и приветствия.

Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность

Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».

Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Библиотека. Кафе. Парикмахерская.

Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в кафе, парикмахерской. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»

Слова с выражением сочувствия, слова утешения.

«Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).

Театральное представление «Театр вежливых ребят»

2 класс

32 часа (1 час в неделю)

Речь — как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой — друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Занятие — практикум «Скажи улыбкой».

Этикет — тренинг «Сосчитай вежливые слова».

Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.

Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.

Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».

Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».

Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления.

Обучение слушанию. Говорящий взгляд.

Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.

Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

3 класс

32 часа (1 час в неделю)

Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я»

Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика.

Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства.

«Уроки этикета» (глава «Добрые слова»).

на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.

Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. Занятие практикум «Я вам пишу…».

Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приём.

и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых.

Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».

Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.

Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).

Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.

Устный журнал «О невежах и вежливости».

4 класс

32 часа (1 час в неделю)

Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.

Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»

Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений.

). Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения. Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры.

Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека»

Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться».

Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света».

Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.

Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.

Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.

Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник.

Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.

Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.

Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения.

Основа взаимоотношений в семье.

сь смотреть на себя со стороны»

 

Заключение

 

Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *